Alibaba Group по прозвищу «гигант электронной коммерции» разместился на Нью-Йоркской Фондовой Бирже под тиккером BABA (NYSE:tickerBABA) в пятницу 19 сентября: компания и акционеры продали 320 млн бумаг, что составляет около 13% уставного капитала, начальная цена составляла $68 за штуку. Весь бизнес до начала торгов был оценен в $168 млрд.

 

Первичное размещение акций китайского интернет-ритейлера Alibaba Group Holding Ltd. признано крупнейшим в истории. Спрос на IPO компании оказался настолько высок, что банки-андеррайтеры Credit Suisse, Deutsche Bank, Goldman Sachs, JP Morgan Chase, Morgan Stanley и Citigroup провели доразмещение в рамках опциона «Greenshoe» (этот опцион позволяет андеррайтерам продать больший объем ценных бумаг, чем было ранее оговорено с размещающейся компанией). Как сообщает Financial Times, продажа доппакетов позволила увеличить объем размещения с первоначальных $21,8 млрд до рекордных $25 млрд. Alibaba Group подавала заявку на проведение первичного размещения акций на бирже 6 мая 2014 года.

Дебютные торги бумагами Alibaba в пятницу стартовали с задержкой на 2,5 часа — биржа несколько раз меняла ориентир стартовой цены для инвесторов в сторону увеличения. В итоге акции Alibaba по итогам первой торговой сессии из-за высокого спроса на Нью-Йоркской Фондовой Бирже в пятницу подорожали до $93,89, т. е. на 38% по сравнению с ценой размещения.
Капитализация Alibaba в результате достигла $231,4 млрд, превысив рыночную стоимость соцсети Facebook, интернет-ритейлера Amazon и даже банка JPMorgan Chase.
 

Предыдущим лидером по объему IPO был Сельскохозяйственный Банк Китая — $22 млрд в 2010 г., а порог IPO в $20 млрд перешагивали лишь еще три компании: китайский банк ICBC, страховая компания AIA Group и автомобильный концерн GM. Весь топ-3 крупнейших IPO теперь состоит только из китайских компаний.

 

В результате IPO сама компания «AlibabaGroup» получит $8,3 млрд. Среди продающих акционеров Alibaba ее американский акционер - концерн Yahoo! - заработает на IPO $8,2 млрд, а оставшаяся часть доли акций в 16,3% ( было 22,6% акций) была оценена в $27 млрд. Глава совета директоров Alibaba Джек Ма продаст бумаги на $867 млн, оставшие 7.8% акций (было 8,9% акций) оценены в $13 млрд. Его заместитель Джозев Цай получит $289 млн., а оставшаяся его доля 3,2% акций (было 3,6% акций) была оценена в $5.4 млрд. Так же один из крупнейших акционеров SoftBank объявил о том, что не будет участвовать в IPO, но его доля в компании снизится с 34,4 до 32,4%. Инвесторами Alibaba Group также являются гонконгский инвестор Ли Ка-Шин, фонд Siguler Guff, группа Pavilion Capital, Silver Lake и другие.

 

В числеосновныхандеррайтеров IPO Alibaba — Credit Suisse, Deutsch Bank, Goldman Sachs, JPMorgan Chase, Morgan Stanley и Citigroup. В сделке Alibaba комиссионные андеррайтерам составили 1,2% от суммы размещения, что было раскрыто в финальной версии проспекта эмиссии IPO. Это означает, что инвестиционные банки в общей сумме заработали $300 млн.

Напомним, компания Alibaba была основана в 1999 году бывшим преподавателем английского языка Джеком Ма как сайт b2b-продаж. Так 17 человек собрались на квартире у Джека Ма и начали делать сайт, который позволил бы покупателям по всему миру, в первую очередь предпринимателям, заказывать товары у китайских производителей, используя индустриальную мощь Китая как конкурентное преимущество. На сайте Alibaba.com (и его внутрикитайском клоне 1688.com) покупают не книги и одежду, а инструменты и промышленные товары, здесь можно заказать даже нефтяной танкер.
Китайская ecommerce-площадка настолько популярна, что сейчас она обрабатывает больше транзакций, чем eBay и Amazon вместе взятыеа объемы доставки для почтовых сервисов в Китае составляют 79% всех доставляемых грузов на внутреннем рынке.
На прибыльность бизнес вышел в 2002 году, после чего Alibaba открыла розничную онлайн-площадку Taobao, работавшую уже по модели c2c, которой также придерживается eBay. В 2010 году Alibaba выделила платформу Tmall, которая позволила китайским и международным поставщикам продавать брендовые товары потребителям в Китае, Гонконге и на Тайване. В результате компания выросла в крупнейшего в мире игрока в секторе e-commerce.
Сейчас Alibaba владеет крупнейшими в Китае платформами электронной коммерции, сводя на них покупателей и продавцов и предоставляя им различные сервисы. На компанию приходится 80% оборота электронной торговли в стране, ее сервисами пользуются в стране почти 280 млн человек. Выручка китайского концерна за 2014 год финансовый год с 31 марта 2013 года по 31 марта 2014 года  составила $8,4 млрд при прибыли на уровне $3,8 млрд. Принятие решений в компании контролирует группа из 30 партнеров.
О дальнейшем развитии основатель компании Джек Ма не скрывает планов по экспансии на рынки США и Европы. Ряд экспертов полагают, что инструментом по выходу на западные рынки станут инвестиции в кинобизнес и производство фильмов в США.
 

После весьма удачного IPO на Нью-Йоркской фондовой бирже, капитализация Alibaba выросла на $60,68 млрд и достигла $231,4 млрд, превзойдя Facebook (капитализация $199,3 млрд) по размеру капитализации в первый день торгов. Среди высокотехнологичных компаний, размещенных в США, Alibaba сейчас занимает четвертое место и уступает по капитализации только Apple (капитализация $608,25 млрд), Google ($398,18 млрд) и Microsoft ($383,32 млрд). При этом Alibaba находится на 16-м месте по размеру капитализации среди компаний всего мира.

IPO является одним из инструментов для привлечения капитала в компанию, как это сделала компания «AlibabaGroup». Однако и на нашем рынке ценных бумаг Кыргызской Республики IPO уже давно не новинка. В отличие от акций, такие компании как «Шоро», KICB, «АЮ Холдинг», Первая Металлобаза, РосКазМет и др. уже в течение длительного времени привлекают капитал в компанию путем выпуска долговых ценных бумаг, облигаций.
Облигации – уникальный инструмент, который позволяет компании эмитенту привлечь денежные средства в компанию, а инвесторам вложить деньги в выгодные компании.
Преимуществами выпуска облигаций для компаний является объем и дешевизна привлекаемых денежных средств. В период с 2009 по 2014 год в Кыргызстане было выпущено долговых ценных бумаг на общую сумму более 600 млн. сом. С каждым годом облигации становятся популярным способом размещения капитала, поэтому денежные средства инвесторов могут стать, практически, неиссякаемым источником финансирования местных компаний и позволяют реализовывать долгосрочные проекты.
Инвесторы, вкладывающие свои денежные средства в облигации, используют их наиболее эффективным образом, получая большую прибыль. Более того, облигации можно в любое время подарить, завещать или продать на вторичном рынке ценных бумаг при этом сохранив накопленный за время удержания доход.
Хочется верить, что рынок ценных бумаг Кыргызской Республики, который набирает всё большие обороты из года в год, сможет в скором времени размещать IPO самых крупных компаний Кыргызстана и с таким же объемом размещения как это сделала компания «AlibabaGroup» на Нью-Йоркской фондовой бирже. Но стартапы а-ля Alibaba были модны и перспективны 15 лет назад во время бума «доткомов». Какие проекты имеют шанс повторить этот успех через ближайшие 5 или 10 лет? Возможно ли то, что одна из таких компаний находится в Кыргызстане? Если она уловила грядущие потребности покупателей, то вполне возможно, что после завоевания местного рынка ценных бумаг, она сможет выйти на мировое IPO и таким образом предлагать возможность самым искушенным инвесторам вкладывать свои денежные средства в разные ценные бумаги для преувеличения своего капитала.
21.11.2014 21:54
Поделиться:

Читайте также: